Об экзамене

Расписание ЦТ/ЦЭ−2024

ДатаЦТ
27 мая (пн)физика, математика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история (новейшее время), обществоведение, география
30 мая (чт)белорусский язык, русский язык
3 июня (пн)математика, биология, иностранные языки, география, всемирная история (новейшее время)
6 июня (чт)физика, химия, история Беларуси, обществоведение
19 июня (ср)резерв: все учебные предметы
21 июня (вт)резерв: все учебные предметы, кроме русского языка и белорусского языка
23 июня (чт)резерв: русский язык и белорусский язык
ДатаЦЭ
27 мая (пн)физика, математика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история (новейшее время), обществоведение, география
30 мая (чт)белорусский язык, русский язык
19 июня (ср)резерв: все учебные предметы

Источник.

На нашем сайте представлены около 1000 заданий для подготовки к ЦЭ по географии. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.



ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЦТ ПО ГЕОГРАФИИ 2024 ГОДА
читать полностью: спецификация.


Работа состоит из 44 заданий: заданий I уровня сложности — 2 (5%), задания II уровня сложности — 12 (32%), III уровня сложности — 16 (42%), IV уровня сложности — 7 (18%), V уровня сложности — 1 (3%).

Задания с выбором верного ответа (Часть A) — 16, заданий с кратким ответом (Часть B) — 22.

Часть А включает задания закрытого типа, выполнение которых предполагает выбор правильного ответа из пяти предложенных. Часть В включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо выбрать или сформулировать ответ и записать его в бланк ответов в виде буквы, нескольких букв, слова, нескольких слов, словосочетания, цифры, нескольких цифр, последовательности цифр, целого числа или сочетания букв и цифр.

Работа рассчитана на 90 минут.



ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ

Тест по географии предназначен для проверки учебных достижений. Абитуриент должен знать:

– основные закономерности развития географической оболочки, особенности взаимодействия между природной средой и обществом;

– вклад ученых в развитие географии, роль географической науки в решении проблемы взаимодействия общества и природы;

– особенности природы Земли и населения мира, уровень развития, специализацию и размещение отраслей (видов деятельности) мирового хозяйства;

– современную политическую карту мира, особенности материальной и духовной культуры населения регионов мира;

– природу материков и океанов, особенности природы, населения и хозяйственной деятельности в различных странах и регионах;

– место Республики Беларусь в мировом сообществе, особенности природы, населения, хозяйства страны;

– основные этапы развития мирового хозяйства, современную структуру мирового хозяйства;

– глобальные геоэкологические и социально-экономические проблемы;

– сущность проблем природопользования и стратегии устойчивого развития;

Абитуриент должен уметь:

– работать с картографическими материалами и другими источниками географической информации;

– читать топографическую и географические карты, графики хода основных климатических показателей, розу ветров;

– определять среднесуточные и среднемесячные температуры, сопоставлять климатические характеристики;

– рассчитывать годовую амплитуду температур, относительные превышения, среднюю плотность населения по статистическим данным;

– определять по карте глубину и протяженность океанов с запада на восток и с севера на юг;

– составлять описание природы и ресурсов океанов, схему структуры хозяйства, отраслей промышленности (видов деятельности), сельского хозяйства, транспорта;

– объяснять особенности размещения, структуры населения, современные демографические процессы;

– устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственной деятельностью человека на материках, в регионах, странах;

– комплексно характеризовать материк, регион, государство;

– характеризовать структуру мирового хозяйства, географию секторов мирового хозяйства;

– объяснять основные факторы размещения производства на примере отдельных отраслей (видов деятельности) хозяйства;

– анализировать причины и последствия геоэкологических проблем географической оболочки и социально-экономических глобальных проблем.



МИНИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ

Пер­вый
про­филь­ный
Вто­рой
про­филь­ный
Все
пред­ме­ты
Бе­ло­рус­ский язык
Рус­ский язык
25–100
бал­лов
10–100
бал­лов
7–100
бал­лов*
Ма­те­ма­ти­ка
Фи­зи­ка
Химия
Био­ло­гия
20–100
бал­лов
10–100
бал­лов
Ис­то­рия Бе­ла­ру­си
Все­мир­ная ис­то­рия
Об­ще­ство­ве­де­ние
Гео­гра­фия
Ино­стран­ные языки
25–100
бал­лов
15–100
бал­лов

* В Уни­вер­си­тет граж­дан­ской за­щи­ты МЧС РБ, Во­ен­ную ака­де­мию РБ, Ин­сти­тут по­гра­нич­ной служ­бы РБ, на во­ен­ные фа­куль­те­ты и спе­ци­аль­нос­ти «Про­из­водст­во, хра­не­ние и пе­ре­ра­бот­ка про­дук­ции рас­те­ние­водст­ва», «Жи­вот­но­водст­во. Ры­бо­водст­во. Пче­ло­водст­во», «Сель­ское стро­и­тельст­во и обуст­ройст­во тер­ри­то­рий», «Ме­лио­ра­ция и вод­ное хо­зяйст­во», «Аг­ро­ин­же­не­рия»


КАК СЧИТАЮТСЯ БАЛЛЫ ЦЭ

A1−A16 1 балл — верно
0 баллов — неверно
В1, В4–В10, В12–В14, В18, В20, В22 2 балла — верно
0 баллов — неверно
В2, В3, В11, В15–В17, В19, В21 2 балла — верно
1 балл — частично верно
0 баллов — неверно

Частично верным ответ будет засчитан в случаях, если в задании с несколькими верными ответами 1, 3, 5 выбрано, либо на один ответ больше, либо на один меньше: например 1, 2, 3, 5, и 1, 3, соответственно. А если выбрано 1, 3, 4, то ответ будет считаться неправильным, так как тут две ошибки (неправильно выбран ответ 4 и не выбран правильный — 5). Когда в части В нужно сопоставить понятия и определения (А1Б2В4Г3), частично правильным считается задание с одной неправильной цифрой.



ОФИЦИАЛЬНАЯ ШКАЛА 2023 ГОДА

Первичный балл
Тестовый балл
0
0
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
10
7
16
8
20
9
25
10
30
11
35
12
39
13
43
14
48
15
52
16
55
17
57
18
58
19
59
20
60
21
61
22
62
23
63
24
64
25
65
26
66
27
67
28
68
29
69
30
70
31
71
32
72
33
73
34
74
35
75
36
76
37
77
38
78
39
79
40
80
41
81
42
82
43
83
44
84
45
85
46
86
47
87
48
88
49
89
50
90
51
91
52
92
53
93
54
94
55
95
56
96
57
97
58
98
59
99
60
100